Как освободиться от обиды

Как освободиться от обидыНередко человек, переживающий утрату близкого, страдает чаще обычного от обиды: обиды на Бога, на медицинский персонал, на окружающих и даже от обиды на самого усопшего, из-за того, что тот не берег себя. Поэтому очень важно разобраться в психологической природе обидчивости человека. Ведь каждый из нас когда-либо обижался и хорошо представляет это гнетущее и разъедающее изнутри чувство. Итак, что же такое обида? 

Обида – это состояние ребенка, которому всегда чего-то не хватает, состояние, которое испытывает человек, когда неоправданны его ожидания. Получается, что обида — это смесь подавленного гнева против другого, гнева удерживаемого внутри себя, возникающего при ущемлении нашей гордыни. Подавляя в себе гнев и предаваясь себялюбию, саможалению, мы оказываемся в «зоне обиды». Но при этом, убеждаем себя, что преследуем благородную цель – не сорваться на близких. Но, по сути, обида – это обратная сторона гнева с примесью себялюбия и саможаления.

Чувство обиды мешает взглянуть на окружающую человека ситуацию реально. Ведь проще обидеться на что-либо, чем начать анализировать и разбираться в ситуации, взглянуть на себя с другой, возможно не очень приятной, стороны. Мысли обиженного обычно зациклены на том, кто обидел, и, как это не трудно признавать, но и на том, как нанести «ответный удар», как отомстить. В противном случае придется признаться самим себе в том, что мы были где-то неправыми. 

Обида многогранна в своем проявлении, и она опасна тем, что может преобразовываться в злость, ярость, ненависть по отношению к ближнему. И эта «духовная и одновременно психологическая ржавчина» разъедает человека изнутри. Из выше сказанного ясно, что истоки обиды – в нашей немощной духовной природе. 

Как же обиду и обидчивость преодолеть? Сначала надо взглянуть на себя в состоянии обиды и увидеть: что мной движет? Следует самому себе признаться, что мы обиделись, что наше сердце наполнено злобой, гневом, а ум занят размышлениями о мести. И этот груз, обременяющий как ум, так и сердце, преследует нас везде: дома, на работе, на отдыхе, даже в том случае, если мы восстановим справедливость и обидчик будет наказан. 

Возможно, это звучит банально, но единственный способ освобождения от обидыпрощение. При этом простить волевым актом невозможно. Тяжело подойти к прощению человеку, который поставил себя на место Бога, который судит и оценивает себя и окружающих своим судом, своей собственной системой ценностей. Поэтому прощение – это процесс и порой процесс длительный. Если человек искренне прощает обидчика, он прекрасно осознает, что слабости ближнего остаются, но он не берет на себя право кого-либо судить

Вспомним, что русское слово «извини» - буквально значит «исключи меня из вины». Вот о чем на самом деле идет речь, когда один прощает другого. У человека, находящегося в «зоне обиды» происходит сильное сужение взгляда, он очень зациклен на себе: на своих уязвленных чувствах, которые переходят в мысли, обрастающими надуманными деталями и фантазиями. Обиженный видит только себя и свою боль, а другого воспринимает как врага или противника. Важно отступить от своих переживаний и посмотреть на конфликт, на обидчика со стороны. Задуматься, почему обидчик поступил так, а не иначе, как он себя чувствовал в тот самый момент, когда обидел нас? Может быть, мы сами спровоцировали ссору или во время не прекратили спор? Важно быть внимательным к ближнему и помнить, какая у человека есть слабость, по возможности не искушать его этим, не подвергать соблазну, а оберегать, не давать повода сделать что-то нехорошее.

Закономерно возникает вопрос: если следует прощать, значит ли это, что надо забыть о нанесенной обиде? Действительно, один из наиболее распространенных мифов о прощении: простить — значит забыть. Митрополит Антоний Сурожский писал о прощении так: «Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения». 

Конечно, каждая «история обиды» уникальна, и непросто ее подвести под общие правила. Есть обиды, которые длятся годами и десятилетиями и невозможно освободиться от них за месяц-другой. В киевском и волынском наречиях сохранилось меткое древнее слово — «перемога». Так по-древнерусски называлась победа. В православном понимании победить — не значит сбить противника с ног, а именно перемочь, перестоять в долгой изнурительной борьбе. И здесь такое невоинственное с виду качество, как терпение, становится главным фактором победы над своей обидой и обидчивостью.

 

Емельянова Татьяна Валерьевна, 
ведущий научный сотрудник НИЛ нейрофизиологии и ВНД ИМБИ, кандидат биологических наук, доцент; супервизор,
г. Архангельск


Поделиться статьей в социальных сетях: